Коучинг в бизнесе – ключ к развитию. Сегодня это весьма распространённое и набирающее обороты явление. В России после формирования устойчивого и достаточно конкурентного рынка всё больше компаний прибегают к помощи бизнес-коучинга. С подачи грамотного и опытного наставника дело порой выходит на совершенной иной уровень.
Главная цель бизнес-коучинга – рост эффективности. Причём это может быть как большая корпорация, так и отдельный предприниматель малого бизнеса. Ожидания руководителей и бизнесменов вполне очевидны. Вложения в коучинг должны окупиться во много раз, а компания стать сильной и более конкурентоспособной, идти в ногу со временем и быть в курсе самых последних новинок.
Существует два основных вида бизнес-коучинга.
Первый направлен на всю компанию: её руководство и сотрудников. Второй ставит целью личностный рост самого руководителя или предпринимателя.
Смысл корпоративного коучинга – вовлечение каждого сотрудника в дело. Эффективное управление компанией сегодня основывается именно на этом. Ценнейший ресурс в руках управленца – люди. Каждый член команды должен понимать, видеть и знать свой личный вклад в дело компании. Каждый должен осознать и увидеть собственное развитие. А для этого необходим индивидуальный подход и здоровая доля инициативы сотрудников. Каждый из них должен уметь самостоятельно принимать решения и даже контролировать отдельные процессы.
Встреча с коучем может проходит в формате групповых занятий или индивидуально. Важно понимать, что бизнес-коуч не является психологом. Он не решает личные проблемы. Более того, наставник никогда не решает проблемы. Его задача – сделать так, чтобы человек самостоятельно дошёл до результата. С помощью различных вопросов и техник бизнес-коуч последовательно позволяет выстраивать логическую цепочку самому обучаемому.
Коучинг для руководителей – это несколько иное направление, но во многом схожее с предыдущим. Основывается подход на личностном росте самого управленца или владельца бизнеса. По сути, является индивидуальным коучингом.
Конечные цели и задачи управленческого коучинга могут быть разными.
- Построение и создание нового бизнеса.
- Реорганизация бизнеса. Свежие идеи и концепции.
- Повышение эффективности деловых отношений.
- Выбор оптимального ценового курса и дальнейшего развития.
- Помощь с партнёрами по бизнесу.
Представители малого и среднего бизнеса реже прибегают к услугам бизнес-коучей. Однако для малого бизнеса особенно актуальна эта проблема. Часто предприниматель приходит в некий тупик: снижаются продажи, уходят клиенты, партнёры отказываются от сотрудничества. И без помощи грамотного бизнес-коуча уже не обойтись, иначе делу может грозить полный провал.
Формат коучинга может быть различным.
- Безусловно, наилучшим вариантом считается очный контакт, когда коуч всё своё внимание уделяет конкретному предпринимателю или команде, а те, в свою очередь, полностью сосредоточены на процессе.
- Скайп-формат. Применяется как разновидность очного контакта и в тех случаях, когда коуч и клиент находятся на расстоянии. Процесс происходит аналогично, но от человека требуется высокая дисциплина и выполнение всех необходимых домашних заданий.
- Выездной формат бизнес-коучинга актуален для разных городов. Часто компании из регионов обращаются к столичным бизнес-тренерам и приглашают их в свою компанию для проведения встреч.
- Сплошной и блочный форматы бизнес-коучинга являются разновидностью индивидуального и представляют собой поэтапное достижение целей. При сплошном методе коуч действует по определённой строгой программе и от азов до результата ведёт клиента в течение установленного времени. Блочный метод предполагает освоение различных техник «по кускам». Первый месяц – это навыки переговоров, затем – повышение продаж и так далее до результата.
Какие конечные цели преследует заказчик услуг бизнес-коучинга.
- Повышение прибыли – самая важная цель! В бизнесе всё завязано на прибыль. Она должна быть регулярной и в идеале прогрессирующей.
- Выход бизнеса на новый уровень.
- Свежий взгляд, новые идеи и концепции. Всё это повлияет на общее дело, создаст благоприятную атмосферу среди сотрудников, сформирует целеустремлённую команду.
- При индивидуальном подходе руководитель сможет проще бороться со стрессом, эффективно проводить переговоры, выбирать оптимальную ценовую политику.