Как лидеры и организации создают самообучающуюся организацию? Только через создание мероприятий, где люди могут вместе:
- определять и разрешать проблемы;
- планировать и принимать общие решения;
- разрешать конфликты.
Чтобы создать самообучающуюся организацию, необходимо иметь особого тренера, который имеет в наличии особый склад ума и соответствующий набор качеств.
В чем заключается работа фасилитатора?
Задача фасилитатора – помочь каждому участнику думать. Создать среду, в которой поощряется участвовать в работе, понимать точку зрения окружающих и разделять ответственность. Во время работы фасилитатор группы помогает участникам искать решения и строить сбалансированные договоренности.
В некоторых группах такого вида помощи не потребуется. Например, в тех, где на собраниях зачитывается информация, делаются сообщения и доклады. Или в группах, которые встречаются регулярно, чтобы обсудить плановые решения стандартных проблем, например, расписание. Такие вопросы решаются без фасилитации.
Как насчет сложных вещей? Группа, занимающаяся запуском новой линейки товаров, состоит из службы дизайна, маркетинга, изготовления и клиентского сервиса. Несмотря на общую цель – высокие продажи, рамки ответственности у них отличаются.
То, что кажется разумным одному члену группы, потребует много дополнительных трудозатрат от другого участника. И стили межличностного общения также будут отличаться.
В подобных ситуациях участники добьются принятия конструктивных решений, если воспользуются приемами фасилитации. Это делает тренер, который может помочь лидеру встречи, используя фундаментальные принципы групповой фасилитации.
Достаточно ли распространено в Вашей организации фасилитационное мышление?
Тренер или фасилитатор… В чем разница?
Тренинги и фасилитация – 2 разные вещи. Они потребуют некоторых общих и некоторых умений, которые отличаются. Тренер – часто является экспертом по содержанию, а фасилитатор – эксперт по ведению процесса. Тренер использует формат лекции, следит за тренировкой навыков, исправляет ошибки учеников.
Фасилитатор ведет дискуссии и помогает участникам научиться из личного опыта. Тренер ведет обсуждение о содержании курса; фасилитатор больше фокусируется на процессе обсуждения. Тренинг фасилитационных навыков часто включает навыки проведения тренингов.
Вот некоторые из отличий между фасилитатором и тренером:
Акцент делается:
- Тренер: На том, что обсуждается – чтобы побудить группу выполнить работу
- Фасилитатор: На том, как проходит дискуссия – чтобы удержать группу вместе и поощрять ответственность участников.
Внимание уделяется:
- Тренер: содержание и задание, цель, результат.
- Фасилитатор: методы и процесс, динамика группы
Знания, которые нужны, включают в себя:
- Тренер: знания по предмету на уровне эксперта.
- Фасилитатор: управление групповой динамикой на уровне эксперта
Компетенции включают в себя:
Тренер:
- Подготавливает к обучению;
- Создает обучающее пространство;
- Использует принципы обучения взрослых;
- Проводит лекции;
- Проводит дискуссии;
- Проводит учебные мероприятия, демонстрации, тренировку навыков;
- Дает обратную связь ученикам;
- Помогает учебникам, которые испытывают проблемы;
- Оценивает исполнение навыков;
- Использует аудиовизуальные приемы.
Фасилитатор:
- Планирует встречи с конкретной повесткой дня;
- Устанавливает продуктивный климат, начинает обсуждение;
- Настраивает группу на определение и достижение целей;
- Помогает группе общаться;
- Поддерживает и поощряет участие в обсуждении;
- Поощряет поиск альтернативных решений;
- Помогает группе прийти к решениям;
- Помогает определить тим-лидера;
- Умеет обращаться с участниками, которые мешают работать остальным.
Какую из этих двух ролей Вы чаще играете в организации: фасилитатор команды или тренер?
Навыки фасилитации: Что должен делать каждый фасилитатор и что делать нельзя!
Хотя задачи фасилитатора могут отличаться, есть 10 ключевых техник, которые опытные специалисты используют, чтобы управлять работой группы:
- Инициировать, предлагать, делать предположения;
- Разделять участников в подгруппы;
- Использовать вопросы, чтобы «разговорить» людей;
- Использовать молчание, чтобы создать пространство;
- Следить за развитием нескольких тем;
- Использовать флипчарт, чтобы создавать дополнительные обсуждения и чтобы записывать идеи;
- Слушать обсуждение, отсекать не относящиеся к делу детали, перенаправлять обсуждение;
- Организовывать последовательность выступающих;
- Перефразировать ответы участников;
- Просить участников группы приводить конкретные примеры, подводить итоги.
Сколько из этих навыков Вы используете, когда проводите фасилитационные встречи? Какие из них теперь сможете добавить, чтобы сделать работу эффективной?
Есть некоторые вещи, которые опытные фасилитаторы не делают.
Не следует:
- Вести себя как технический эксперт;
- Проводить обучение;
- Изменять повестку дня;
- Давить авторитетом на группу;
- Высказывать необоснованное мнение;
- Проводить презентацию.
Как избежать таких ошибок – вопрос, который должен быть включен в любой тренинг по навыкам фасилитации.
Станьте лучшим фасилитатором: помогайте проведению встреч и обсуждений!
Обсуждение – это в первую очередь обмен мнениями и чувствами, во вторую очередь – обмен фактами. Дискуссии невозможны без внимательного слушания других участников. Так как мнение участников не может быть ни правильным , ни неправильным, обучение фасилитаторов должно включать в себя практику процесса, где фасилитатор поощряет каждого участника участвовать в обсуждении. Его задача – прийти на обсуждение подготовленным, зная, какие вопросы задавать, чтобы получить желаемый отклик.
Обучение через дискуссию проходит тогда, когда участников заставляют думать. Командные фасилитации будут эффективными, если Вы будете использовать следующие техники:
Шаг 1:
Начните дискуссию с постановки цели перед участниками, расскажите, о чем они будут говорить, как будет проводиться обсуждение.
Шаг 2:
Способствуйте процессу обсуждения с помощью вопросов и оценки ответов. Помогайте участникам подвести итоги главных моментов обсуждения.
Шаг 3:
Просите участников поделиться реакцией на то, о чем говорили, во время ответов на вопросы. Вопросы направлены на то, чтобы узнать, что произошло с ними или окружающими во время обсуждения.
Шаг 4:
Попросите участников определить понятия из обсуждения во время ответов на вопросы. Вопросы выявляют, чему участники научились, до какой степени достигнуты цели встречи.
Шаг 5:
Попросите участников использовать то, что они узнали нового на обсуждении. Вопросы нацелены на то, чтобы помочь использовать новую информацию в рабочих ситуациях.
На дискуссии фасилитатору не полагается выступать техническим экспертом. Также, не высказывайте своего мнения. Итогом дискуссии должен быть продукт размышлений участников группы. На результатах не должно остаться «отпечатков пальцев» фасилитатора.
Как не вступать в дискуссию и оставаться в роли фасилитатора?
Опытные специалисты используют набор приемов, чтобы помочь группе понять общие цели и помогают их достигать. Каждый тренер имеет собственный стиль и подход. Именно этот подход делает возможным вклад фасилитатора в общий процесс.