Ролевые игры с детства являются частью нашей жизни. С течением времени сценарий «что если» становится более важным. Мы не можем контролировать исход всех событий в нашей жизни. Но мы можем продумать наши действия. Это дает шанс скорректировать поступки, чтобы изменить ситуацию в свою пользу.
Ролевая игра – это разновидность деловой игры, во время которой 2 участникам назначаются определенные роли. Участники должны сыграть роль, действуя в назначенных рамках. Роли участников и рамки определяет тренер.
Например, стоит задача провести тренинг по переговорам. Один из участников играет роль музыканта, а другой — представителя владельца звукозаписывающей компании. Цель музыканта – получить финансирование, чтобы записать альбом.
Таким образом, роли для игры берутся из настоящей деловой среды участников. Рамки тоже определяются повседневными условиями.
Зачем нужна ролевая игра?
В сценариях тренингов используется главный принцип: «Я слышу и забываю. Я вижу и помню. Я делаю и я понимаю». Ролевая игра – это тоже инструмент для превращения теории в практику.
Главное преимущество ролевой игры – она делает ситуацию реальной в глазах участников. Также это дает возможность участникам увидеть себя со стороны.
Когда планировать ролевую игру?
В навыковых программах корпоративного обучения тренеры и фасилитаторы часто ставят ролевую игру в конце курса. Это делается, чтобы подвести итоги и оценить, насколько участники усвоили материал.
Опытные тренеры советуют, чтобы ролевая игра вводилась поэтапно, по частям, в течение всего курса.
Это делается по 2 причинам:
- люди легче привыкают к мысли, что придется играть роль перед остальными участниками;
- ролевая игра – способ «прорепетировать» реальные ситуации, которые происходят в жизни.
Ролевая игра как репетиция реальности
Часто люди впадают в панику от перспективы стать участником ролевой игры. Главный фактор успеха – это эмоциональное состояние участников. Важно донести до участников мысль, что не нужно бояться делать ошибки во время тренинга, и что самый глупый вопрос – это незаданный вопрос.
В развивающей игре участники должны иметь возможность нажать воображаемую кнопку «Пауза», если столкнулись с трудностями, или у них возникли вопросы. Важно сделать акцент, что это не прямой эфир, а репетиция, где каждый может остановить представление в любую минуту. Так можно избавиться от страхов и переживаний участников.
Обратная связь
Важно правильно давать обратную связь после деловой игры. В ней должны быть описаны конкретные вещи, которые наблюдатель видел и слышал. Услышанное должно напрямую соотноситься с упражнением, на которое была нацелена игра. Не должно быть субъективной оценки или комментариев, основанных на личном знании или предположениях.