Несколько лет назад корпорация Google провела эксперимент по созданию идеальной команды. Второй целью стало определение принципов, которые позволяют решить эту задачу. Проведение исследования позволило выделить несколько основополагающих элементов командообразования.
Зачем создавать команду
В рамках решения этой задачи следователи опирались на тезис «Эволюция 2.0: успешные сотрудники становятся лидерами группы, неэффективные – ее аутсайдерами». Harvard Business Review опубликовало статью, доказывающую, что за 20 лет количество времени, отведенного на задачи, решаемые только в команде, выросло на 50%. В преобладающем число крупных зарубежных компаний на такие задачи в целом отводится до 66% общего рабочего времени. Существует мнение, основанное на опыте Кремниевой долины, что в группе:
- ошибок меньше;
- инновационные решения созревает быстрее;
- решения становятся продуманнее и четче.
При этом уровень удовлетворенности от работы в команде выше, что позитивно влияет на рост личных показателей. Все это приводит к тому, что при структурировании компании команда становится основной единицей.
Практика командообразования в Google
Исследование корпорации касалось всех аспектов производственного процесса и работы команд. Изучалось большое количество параметров, от персональных характеристик лучших руководителей до привычек обедать в той или иной компании. Потребность в исследовании была вызвана пониманием, что для построения команды недостаточно ориентироваться на единый интеллектуальный уровень или дружеские отношения группы сотрудников. Что важнее для формирования команды – общая мотивация или общие интересы людей?
Для изучения принципов, по которым некоторые команды оказываются более или менее эффективными, корпорация создала проект «Аристотель». На первом этапе изучения структуры команд исследования не дали значимого результата. Не имело значение соотношение членов команды по гендерным признакам, наличие дружеского общения, наличие явного лидера или отсутствие иерархии. Идентичная структура двух команды могла дать разую эффективность в решении задач. В итоге выяснилось, что личностные характеристики членов команды не играют роли, а значимость ответа зависит от качества постановки вопроса.
Значимость эмоционального интеллекта
В процессе исследований принципов создания идеальной команды было решено понять, какую роль играет эмоциональный интеллект. Влияет ли его наличие у лидера команды на уровень доверия к нему людей и результаты? Параллельно с этим изучались групповые стандарты, или принципы, по которым происходит взаимодействие внутри группы. Год работы позволил сделать вывод, что именно в механизме внутрикомандного общения лежит ключ к тайне эффективности. Тактичное взаимодействие, соответствие внутренним правилам игры повышают доверие, и, как результат, повышают производительность.
Итоги
Стало ясно, что внутренний регламент зависит от руководителя, а значит, и от него зависит эффективность, основанная на психологической устойчивости группы. Одним из главных выводов проведенной работы стало понимание, что коллективный разум выше суммарного IQ. Информацию о своей работе «Аристотель» распространил среди сотрудников компании, чтобы они сами смогли убедиться, от каких принципов зависит их производительность. Был проведен эксперимент тимбилдинга по выявленным методикам образования команд. Добиться слаженной работы удалось в результате создания эмоциональной близости – каждый из членов команды рассказал о своих неудачах. Это сплотило.
В итоге трехлетний труд проекта «Аристотель» выявил только то, что эмоциональное взаимодействие в работе команды важнее регламентации.