Одним из самых спорных вопросов в управлении компаний был и остается вопрос делегирования. Потому, что не только надо понять что и кому делегировать, но и быть готовым внутренне к тому, что кто-то будет выполнять вашу работу. Опять же, вопрос контроля. Вот и давайте начнем с самого начала.
Прежде всего следует понять, а что, собственно, ты будешь делать сам. Сразу оговорюсь, что представленная точка зрения весьма обобщающая. И пригодна к применению не только в бизнесе, но и в жизненных ситуациях. Поэтому стоит обязательно персонализировать методику. Итак, что ты будешь делать сам. Прежде всего, начнем с того, что прежде чем делегировать надо иметь то, что делегировать. Потому, что делегирование это не сбагривание кому-нибудь каких-то нелюбимых дел. Это как раз передача полномочий. Все, что касается идеи и стратегии по ее воплощению, это то, что следует оставить себе. Причем, можно поручить кому-то генерировать идеи, готовить стратегии, но вот выбор и утверждение этих параметров, это только вы сами. Конечно, следует оставить для себя то, что входит в вашу зону ответственности, и контроль над ситуацией в целом. Помните только о том, что контроль, это не микроменеджмент. Ни в коем случае.
Для тех дел, которые вы планируете выполнять сами, следует оставить то, что получается у вас хорошо и доставляет вам удовольствие. Так можно предотвратить выгорание и недовольство собой.
Из этого вытекает, что вы будете делегировать и кому. Прежде чем говорить о том, кому делегировать, следует рассмотреть вопрос доверия. Фраза «если хочешь, чтобы все было сделано хорошо, сделай все сам» не имеет никакого отношения к делегированию. Здесь больше подходит высказывание, если вы хотите, чтобы все было сделано хорошо, научитесь делегировать нужным людям. Но тому человеку, которому вы собираетесь делегировать что-то, ему нужно доверять. Речь не идет о безграничном и безоговорочном доверии. Но без доверия здесь не обойтись никак.
Научитесь принимать тот факт, что кто-то может сделать дело не так как вы. Это нормально. Главное, получить желаемый результат. А вот чтобы его получить, необходимо четко описать конечный результат. Возможно, и процесс его достижения. Поставить маркеры контроля. Контроль, как вы помните, бывает предварительный, ситуационный и конечный. Вот на каждом этапе определите для себя, какие контрольные точки и параметры вы будете использовать. Как узнаете, что делегант достигнет желаемого вам результата. Кстати, делегирование возможно использовать как мотивирующий момент как для вас, так и для делеганта.
Кстати, надо быть готовым к тому, что за делегирование придется заплатить. Если вы делегируете часть своих полномочий, человеку, работающему на вас, следует оговорить, какую выгоду получит от этого человек. Не каждый готов взять вашу ответственность на себя. Не обязательно, и не всегда это денежное вознаграждение. Но и его не следует скидывать со счетов. Если речь идет об аутсорсинге, то это всегда деньги. У начинающих предпринимателей, зачастую, встает вопрос, а где же взять деньги на оплату. Уж не лучше ли сделать все самому. Нет, не лучше. Это займет у вас много времени. А начать можно с недорогих услуг. Для примера давайте поговорим о продвижении себя и своей компании в интернете. Действительно, все это можно сделать самому. Но не обладая соответствующими навыками, знаниями и умениями это займет огромное количество времени, которое вы будете вынуждены отрывать от основного дела. Так стоит ли оно того? Тогда как заказать продвижение у фрилансеров стоит совершенно недорого. Если речь идет о более серьезном бизнесе, то и стоимость времени руководителя значительно повышается. Как, впрочем и цена ошибки. Стоимость рисков возрастает с ростом уровня компании. Поэтому все-таки лучше довериться профессионалам. Есть один очень распространенный пример. Если у вас заболел зуб, как вы будете действовать. Ну, если быть честным, конечно сначала примите обезболивающее. Однако, зубная боль все-таки предполагает обращение к профессионалу. К человеку, который умеет решить эту проблему. А уж будет это семейный доктор, врач в частной клинике или врач в районной больнице, это дело вашего финансового положения. Точно так же и с делегированием. То, что вы делать не умеете, лучше доверить профессионалам.
Для того, что бы подобрать человека (или группу людей) которым вы собираетесь делегировать полномочия, необходимо учитывать три фактора:
- Профессионализм и экспертность делеганта
- Комфортность в коммуникациях с ним
- Степень доверия
Почему эти три фактора? От профессиональных качеств и компетенций делеганта зависит качество выполненных работ. Но если вам неприятно будет с ним общаться, то ни о каком выполнении делегированных функций и полномочий не может быть и речи. Поверьте, вы не сможете беспристрастно контролировать выполнение. Или, вы удовлетворены и профессионализмом и вам с эти человеком приятно общаться. Но вот ведь незадача, вы никак не доверяете ему. Разумеется, и делегировать такому человеку ничего не захочется, правда. Это уже не делегирование, это головная боль. Хотя, в некоторых ситуациях можно выбрать, какое качество для вас предпочтительнее, и найти делеганта, обладающего одним из качеств, возможно двумя.
Что касается вашего отношения к делегированию. Тут необходимо понять для себя, для чего вы это делаете. Делегируете? Каких целей вы собираетесь достичь при помощи делегирования. От этого и строить свое отношение к делегированию Как я уже писала выше, не всегда просто принять, что кто-то другой будет делать ваши дела. И уж наверняка, он сделает не так. Я бы сделал лучше. Правда знакомая ситуация? Да, человек сделает не так как вы. Возможно он пойдет к цели совсем другой дорогой. Но, что для вас важнее — процесс выполнения или результат? Вот на этом и сконцентрируйтесь. Если вам важен процесс выполнения поручения. То да, выстраивайте стратегию контроля на процессе. А вот если вам все-таки важен результат! Тогда сконцентрируйтесь именно на этом.
Что даст вам делегирование. Конечно же, высвобождение времени и перенаправление энергии. Ну и еще масса достоинств у делегирования. Помните выражение, идеально отлаженный бизнес может работать и без вашего участия. А это никак невозможно без умелого делегирования. Так что делегируйте, господа! Делегируйте!