Методология и системномыследеятельность. Метод совершенствования руководителей
Изучая теории управления и методы совершенствования руководителей нельзя не обратить внимание на советскую школу управления, использующую метод системномыследеятельности, разработанный Г.П.Щедровицким. Созданные им модели повышения эффективности руководителей до сих широко используются в управленческих тренингах, проводимых в Администрации Президента и в крупнейших российских компаниях.
Теория методологии и СМД
Теоретической базой концепции стало мнение о том, что человека и его способности к инженерному конструированию можно бесконечно совершенствовать. Изменение установок человека позволит ему увидеть мир по иному, и «перепредметить», пересоздать его, подготовив себе поле для бесконечной созидательной деятельности. Применительно к организации, компании этот навык реализуется в виде возможности придумать и провести реорганизацию, которая повысит управляемость фирмы или коллектива. Умение управлять людьми в этой теории выступает как сочетание лидерских качеств и инженерного, организационного подхода. Территория всемогущества человеческой мысли, лежащая в основе системы, порождает уверенность в том, что любую запущенную экономическую ситуацию можно изменить, и для этого потребуется только эффективное умение работать в правилах методологии. Для примера, реформа РАО ЕЭС во многом проводилась силами менеджеров, прошедших обучение по методике системномыследеятельности. Специалисты-методологи занимались и реформой ОАО «РЖД», полученные на тренингах и курсах обучения управленческие навыки помогли и реформировать отрасль, и управлять ей в новой реальности.
Методология сегодня. Что она дает руководителю
Не зря управленческие тренинги на базе методологии стали так популярны в Администрации Президента, система активно применяется не только для обучения сотрудников, но и для подготовки кадров из состава управленческого резерва, губернаторов, министров, улучшающих свои навыки управления. Один из руководителей администрации, С.Кириенко, еще в начале 2000-х совместно с методологами проводил конкурс «Золотой кадровой резерв России», которая была призвана удовлетворить кадровый голод в правительстве.
В основе концепции лежат 4 научных направления:
- теория мышления и содержательно-генетическая логика;
- теория рефлективного управления;
- теорию деятельности и методологию проектирования, в основе которой легли наработки теории социального действия Т.Парсона;
- теория коммуникации и понимания.
Многообразие инструментария позволяет активно задействовать метод для проведения форсайт-проектов, так, успешно прошло мероприятие «Детство-2030», интерес вызвал проект «Малый и средний бизнес 2020-2040».
Объясняя преимущества своего метода подготовки руководителей, методологи обращают внимание на следующее. Теория управления как наука развивалась двумя параллельными путями. Первый – классические школы менеджмента, начавшиеся еще во времена Фредерика Тейлора, основателя школы научного управления. Менеджер в этой системе является носителем функции организации и управления предприятием. С изменением организационно-правовых форм бизнеса и появлением новых задач подстраивается под них и руководитель. Второй путь предполагает рассматривать управление как самостоятельный вид деятельности. Успешность этого подхода выразилось в том, что к концу 90-х через методологические тренинги прошли тысячи руководителей различных уровней по всей стране. Тренинги и игры проводились по заказу министерств, которые при помощи этого механизма искали решение реальных проблем страны и отраслей экономики.
Как менеджер-практик может применять методологию в достижении целей и эффективном управлении персоналом
Менеджерские навыки по системе Г. Щедровицкого можно повышать постоянно, ставя перед собой задачи или проходя обучение руководителей по программам, включающим отдельные элементы этой системы. Сейчас систему, разработанную его отцом, активно внедряет Петр Щедровицкий, руководитель Школы культурной политики, но обучится ее основным принципом можно, и изучая статьи, и посещая другие управленческие тренинги. Полное обучение системе может занять 5-7 лет, но отдельные ее элементы можно внедрять в любое время. Так, способ подвергать рефлективному анализу собственные успешные ходы и решения, превращают их из единичного наития в собственный эффективный инструментарий управления. Среди методов обучения -организационно-деятельностные игры. Их участникам предлагается сформулировать проблему (часто произвольную, например, как изменить подход Газпрома к допуску независимых поставщиков к экспортной трубе), а потом решить ее. Руководитель, изучив основные принципы методологии, научится:
- анализировать свою деятельность и деятельность других людей с научной точки зрения;
- использовать различные методы управления людьми, мотивировать их, вовлекать в проекты;
- создавать новые организационные системы, действующие на более эффективных принципах, чем их предшественники;
- программировать свое поведение и поведение подчиненных так, чтобы достигнуть нужных результатов;
- так менять объективные факторы, действующие на управленческую проблему, чтобы решить ее наиболее эффективным способом
Методологи обращают внимание на то, что изменение направления развития страны потребовало и перестройки личных карьерных стратегий. Они предлагают использовать способ инженерного конструирования новой реальности и для изменения стратегий руководителя, направленных на достижение личного успеха.
Использование механизма методологии и системномыследеятельности в обучении руководителей и повышении их квалификации позволит им посмотреть на мир другими глазами, увидеть новые карьерные горизонты и расширить свои компетенции.